Yii2 framework backup
You can not select more than 25 topics Topics must start with a letter or number, can include dashes ('-') and can be up to 35 characters long.

372 lines
19 KiB

Поведения
=========
Поведения (behaviors) — это экземпляры класса [[yii\base\Behavior]] или класса, унаследованного от него. Поведения,
также известные как [примеси](http://ru.wikipedia.org/wiki/Примесь_(программирование)), позволяют расширять
функциональность существующих [[yii\base\Component|компонентов]] без необходимости изменения дерева наследования.
После прикрепления поведения к компоненту, его методы и свойства "внедряются" в компонент, и становятся доступными
так же, как если бы они были объявлены в самом классе компонента. Кроме того, поведение может реагировать на
[события](concept-events.md), создаваемые компонентом, что позволяет тонко настраивать или модифицировать
обычное выполнение кода компонента.
Создание поведений <span id="defining-behaviors"></span>
----------------------------------------------
Поведения создаются путем расширения базового класса [[yii\base\Behavior]] или его наследников. Например,
```php
namespace app\components;
use yii\base\Behavior;
class MyBehavior extends Behavior
{
public $prop1;
private $_prop2;
public function getProp2()
{
return $this->_prop2;
}
public function setProp2($value)
{
$this->_prop2 = $value;
}
public function foo()
{
// ...
}
}
```
В приведенном выше примере, объявлен класс поведения `app\components\MyBehavior` содержащий 2 свойства
`prop1` и `prop2`, и один метод `foo()`. Обратите внимание, свойство `prop2` объявлено с использованием геттера
`getProp2()` и сеттера `setProp2()`. Это возможно, так как [[yii\base\Behavior]] является дочерним классом для
[[yii\base\BaseObject]], который предоставляет возможность определения [свойств](concept-properties.md) через геттеры и сеттеры.
Так как этот класс является поведением, когда он прикреплён к компоненту, компоненту будут также доступны свойства `prop1`
и `prop2`, а также метод `foo()`.
> Tip: Внутри поведения возможно обращаться к компоненту, к которому оно прикреплено, используя свойство
[[yii\base\Behavior::owner]].
> Note: При переопределении метода поведения [[yii\base\Behavior::__get()]] и/или [[yii\base\Behavior::__set()]] необходимо
также переопределить [[yii\base\Behavior::canGetProperty()]] и/или [[yii\base\Behavior::canSetProperty()]].
Обработка событий компонента
-------------------------
Если поведению требуется реагировать на события компонента, к которому оно прикреплено, то необходимо переопределить
метод [[yii\base\Behavior::events()]]. Например,
```php
namespace app\components;
use yii\db\ActiveRecord;
use yii\base\Behavior;
class MyBehavior extends Behavior
{
// ...
public function events()
{
return [
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_VALIDATE => 'beforeValidate',
];
}
public function beforeValidate($event)
{
// ...
}
}
```
Метод [[yii\base\Behavior::events()|events()]] должен возвращать список событий и соответствующих им обработчиков.
В приведенном выше примере, объявлено событие [[yii\db\ActiveRecord::EVENT_BEFORE_VALIDATE|EVENT_BEFORE_VALIDATE]]
и его обработчик `beforeValidate()`. Указать обработчик события, можно одним из следующих способов:
* строка с именем метода текущего поведения, как в примере выше;
* массив, содержащий объект или имя класса, и имя метода, например, `[$object, 'methodName']`;
* анонимная функция.
Функция обработчика события должна выглядеть как показано ниже, где `$event` содержит параметр
события. Более детальная информация приведена в разделе [События](concept-events.md).
```php
function ($event) {
}
```
Прикрепление поведений <span id="attaching-behaviors"></span>
---------------------------------------------------
Прикрепить поведение к [[yii\base\Component|компоненту]] можно как статически, так и динамически. На практике
чаще используется статическое прикрепление.
Для того чтобы прикрепить поведение статически, необходимо переопределить метод [[yii\base\Component::behaviors()|behaviors()]]
компонента, к которому его планируется прикрепить. Метод [[yii\base\Component::behaviors()|behaviors()]] должен возвращать
список [конфигураций](concept-configurations.md) поведений. Конфигурация поведения представляет собой имя класса поведения,
либо массив его настроек:
```php
namespace app\models;
use yii\db\ActiveRecord;
use app\components\MyBehavior;
class User extends ActiveRecord
{
public function behaviors()
{
return [
// анонимное поведение, прикрепленное по имени класса
MyBehavior::class,
// именованное поведение, прикрепленное по имени класса
'myBehavior2' => MyBehavior::class,
// анонимное поведение, сконфигурированное с использованием массива
[
'class' => MyBehavior::class,
'prop1' => 'value1',
'prop2' => 'value2',
],
// именованное поведение, сконфигурированное с использованием массива
'myBehavior4' => [
'class' => MyBehavior::class,
'prop1' => 'value1',
'prop2' => 'value2',
]
];
}
}
```
Вы можете связать имя с поведением, указав его в качестве ключа элемента массива, соответствующего конфигурации
поведения. В таком случае, поведение называется *именованным*. В примере выше,
два именованных поведения: `myBehavior2` и `myBehavior4`. Если с поведением не связано имя, такое поведение называется
*анонимным*.
Для того, чтобы прикрепить поведение динамически, необходимо вызвать метод [[yii\base\Component::attachBehavior()]]
требуемого компонента:
```php
use app\components\MyBehavior;
// прикрепляем объект поведения
$component->attachBehavior('myBehavior1', new MyBehavior);
// прикрепляем по имени класса поведения
$component->attachBehavior('myBehavior2', MyBehavior::class);
// прикрепляем используя массив конфигураций
$component->attachBehavior('myBehavior3', [
'class' => MyBehavior::class,
'prop1' => 'value1',
'prop2' => 'value2',
]);
```
Использование метода [[yii\base\Component::attachBehaviors()]] позволяет прикрепить несколько поведений за раз.
Например,
```php
$component->attachBehaviors([
'myBehavior1' => new MyBehavior, // именованное поведение
MyBehavior::class, // анонимное поведение
]);
```
Так же, прикрепить поведение к компоненту можно через [конфигурацию](concept-configurations.md), как показано ниже:
```php
[
'as myBehavior2' => MyBehavior::class,
'as myBehavior3' => [
'class' => MyBehavior::class,
'prop1' => 'value1',
'prop2' => 'value2',
],
]
```
Более детальная информация приведена в разделе [Конфигурации](concept-configurations.md#configuration-format).
Использование поведений <span id="using-behaviors"></span>
------------------------------------------------
Для использования поведения, его необходимо прикрепить к [[yii\base\Component|компоненту]] как описано выше. После того,
как поведение прикреплено к компоненту, его использование не вызывает сложностей.
Вы можете обращаться к *публичным* переменным или [свойствам](concept-properties.md), объявленным с использованием
геттеров и сеттеров в поведении, через компонент, к которому оно прикреплено:
```php
// публичное свойство "prop1" объявленное в классе поведения
echo $component->prop1;
$component->prop1 = $value;
```
Аналогично, вы можете вызывать *публичные* методы поведения,
```php
// публичный метод foo() объявленный в классе поведения
$component->foo();
```
10 years ago
Обратите внимание, хотя `$component` не имеет свойства `prop1` и метода `foo()`, они могут быть использованы,
как будто являются членами этого класса.
В случае, когда два поведения, имеющие свойства или методы с одинаковыми именами, прикреплены к одному компоненту,
преимущество будет у поведения, прикрепленного раньше.
Если при прикреплении поведения к компоненту указано имя, можно обращаться к поведению по этому имени, как показано ниже:
```php
$behavior = $component->getBehavior('myBehavior');
```
Также можно получить все поведения, прикрепленные к компоненту:
```php
$behaviors = $component->getBehaviors();
```
Отвязывание поведений<span id="detaching-behaviors"></span>
-------------------------------------------------
Чтобы отвязать поведение от компонента, необходимо вызвать метод [[yii\base\Component::detachBehavior()]], указав имя,
связанное с поведением:
```php
$component->detachBehavior('myBehavior1');
```
Так же, возможно отвязать *все* поведения:
```php
$component->detachBehaviors();
```
Использование поведения `TimestampBehavior` <span id="using-timestamp-behavior"></span>
--------------------------------------------------------------------------
В заключении, давайте посмотрим на [[yii\behaviors\TimestampBehavior]] — поведение, которое позволяет автоматически
обновлять атрибуты с метками времени при сохранении [[yii\db\ActiveRecord|Active Record]] моделей через `insert()`,
`update()` или `save()`.
Для начала, необходимо прикрепить поведение к классу [[yii\db\ActiveRecord|Active Record]], в котором это необходимо:
```php
namespace app\models\User;
use yii\db\ActiveRecord;
use yii\behaviors\TimestampBehavior;
class User extends ActiveRecord
{
// ...
public function behaviors()
{
return [
[
'class' => TimestampBehavior::class,
'attributes' => [
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_INSERT => ['created_at', 'updated_at'],
ActiveRecord::EVENT_BEFORE_UPDATE => ['updated_at'],
],
// если вместо метки времени UNIX используется datetime:
// 'value' => new Expression('NOW()'),
],
];
}
}
```
Конфигурация выше описывает следующее:
* при вставке новой записи поведение должно присвоить текущую метку времени UNIX атрибутам `created_at` и `updated_at`;
* при обновлении существующей записи поведение должно присвоить текущую метку времени UNIX атрибуту `updated_at`.
> Note: Для того, чтобы приведённая выше конфигурация работала с MySQL, тип `created_at` и `updated_at` должен быть
`int(11)`. В нём будет храниться UNIX timestamp.
Теперь, если сохранить объект `User`, то в его атрибуты `created_at` и `updated_at` будут автоматически установлены
значения метки времени UNIX на момент сохранения записи:
```php
$user = new User;
$user->email = 'test@example.com';
$user->save();
echo $user->created_at; // выведет метку времени на момент сохранения записи
```
Поведение [[yii\behaviors\TimestampBehavior|TimestampBehavior]] так же содержит полезный метод
[[yii\behaviors\TimestampBehavior::touch()|touch()]], который устанавливает текущую метку времени указанному атрибуту
и сохраняет его в базу данных:
```php
$user->touch('login_time');
```
Другие поведения
----------------
Кроме затронутых выше, есть и другие уже реализованные поведения. Как встроенные, так и
сторонние:
- [[yii\behaviors\BlameableBehavior]] - автоматически заполняет указанные атрибуты ID текущего пользователя.
- [[yii\behaviors\SluggableBehavior]] - автоматически заполняет указанные атрибут пригодным для URL текстом, получаемым
из другого атрибута.
- [[yii\behaviors\AttributeBehavior]] - автоматически задаёт указанное значение одному или нескольким атрибутам
ActiveRecord при срабатывании определённых событий.
- [yii2tech\ar\softdelete\SoftDeleteBehavior](https://github.com/yii2tech/ar-softdelete) - предоставляет методы для
«мягкого» удаления и восстановления ActiveRecord. То есть выставляет статус или флаг, который показывает, что
запись удалена.
- [yii2tech\ar\position\PositionBehavior](https://github.com/yii2tech/ar-position) - позволяет управлять порядком
записей через специальные методы. Информация сохраняется в целочисленном поле.
Сравнение с трейтами <span id="comparison-with-traits"></span>
---------------------------------------------------
Несмотря на то, что поведения схожи с [трейтами](https://www.php.net/manual/ru/language.oop5.traits.php) тем, что
"внедряют" свои свойства и методы в основной класс, они имеют множество отличий. Они оба имеют свои плюсы и минусы,
и, скорее, дополняют друг друга, а не заменяют.
### Плюсы поведений <span id="pros-for-behaviors"></span>
Поведения, как и любые другие классы, поддерживают наследование. Трейты можно рассматривать как копипейст
на уровне языка. Они наследование не поддерживают.
Поведения могут быть прикреплены и отвязаны от компонента динамически, без необходимости модифицирования класса
компонента. Для использования трейтов необходимо модифицировать класс.
Поведения, в отличие от трейтов, можно настраивать.
Поведения можно настраивать таким образом, чтобы они реагировали на события компонента.
Конфликты имен свойств и методов поведений, прикрепленных к компоненту, разрешаются на основе порядка их подключения.
Конфликты имен, вызванные различными трейтами, требуют ручного переименования конфликтующих свойств или методов.
### Плюсы трейтов <span id="pros-for-traits"></span>
10 years ago
Трейты являются гораздо более производительными, чем поведения, которые, являясь объектами, требуют
дополнительного времени и памяти.
Многие IDE поддерживают работу с трейтами, так как они являются стандартными конструкциями языка.