Yii2 framework backup
You can not select more than 25 topics Topics must start with a letter or number, can include dashes ('-') and can be up to 35 characters long.
 
 
 
 
 

17 KiB

Поведения

Поведения (behaviors) - это экземпляры класса yii\base\Behavior или класса, унаследованного от него. Поведения, также известные как примеси, позволяют расширять функциональность существующих yii\base\Component без необходимости их изменения. После прикрепления поведения к компоненту, его методы и свойства "внедряются" в компонент, и становятся доступными так же, как если бы они были объявлены в самом классе компонента. Кроме того, поведение может реагировать на события, создаваемые компонентом, что позволяет тонко настраивать или модифицировать обычное выполнение кода компонента.

Использование Поведений

Для использования поведения, его необходимо прикрепить к yii\base\Component. Подробнее о том, как это сделать, описано в следующем разделе.

После того, как поведение прикреплено к компоненту, его использование не вызывает сложностей.

Вы можете обращаться к публичным переменным или свойствам, объявленным с использованием геттеров и сеттеров в поведении, через компонент, к которому оно прикреплено, как показано ниже,

// публичное свойство "prop1" объявленное в классе поведения
echo $component->prop1;
$component->prop1 = $value;

Аналогично, вы можете вызывать публичные методы поведения,

// публичный метод bar() объявленный в классе поведения
$component->bar();

Обратите внимание, хотя $component не имеет свойства prop1 и метода bar(), они могут быть использованы, как будто являются членами этого класса.

В случае, когда два поведения, имеющие свойства или методы с одинаковыми именами, прикреплены к одному компоненту, преимущество будет у поведения, прикрепленного раньше.

Поведение может быть связано (associated) по имени по время прикрепления к компоненту. Это предоставляет возможность, обращаться к поведению по его имени, как показано ниже,

$behavior = $component->getBehavior('myBehavior');

Также можно получить все поведения, прикрепленные к компоненту:

$behaviors = $component->getBehaviors();

Прикрепление Поведений

Прикрепить поведение к yii\base\Component можно статически (statically) или динамически (dynamically). На практике, чаще используется статическое прикрепление.

Для того чтобы прикрепить поведение статически, необходимо переопределить метод yii\base\Component::behaviors() класса компонента. Например,

namespace app\models;

use yii\db\ActiveRecord;
use app\components\MyBehavior;

class User extends ActiveRecord
{
    public function behaviors()
    {
        return [
            // анонимное поведение, прикрепленное по имени класса
            MyBehavior::className(),

            // именованное поведение, прикрепленное по имени класса
            'myBehavior2' => MyBehavior::className(),

            // анонимное поведение, сконфигурированное с использованием массива
            [
                'class' => MyBehavior::className(),
                'prop1' => 'value1',
                'prop2' => 'value2',
            ],

            // именованное поведение, сконфигурированное с использованием массива
            'myBehavior4' => [
                'class' => MyBehavior::className(),
                'prop1' => 'value1',
                'prop2' => 'value2',
            ]
        ];
    }
}

Метод yii\base\Component::behaviors() должен возвращать список конфигураций поведений. Конфигурация поведения представляет собой имя класса поведения, либо массив его настроек.

Вы можете связать имя с поведением, указав его в качестве ключа элемента массива, соответствующего конфигурации поведения. В таком случае, поведение называется именованным поведением (named behavior). В примере выше, два именованных поведения: myBehavior2 и myBehavior4. Если с поведением не связано имя, такое поведение называется анонимным поведением (anonymous behavior).

Для того, чтобы прикрепить поведение динамически, необходимо вызвать метод yii\base\Component::attachBehavior() требуемого компонента. Например,

use app\components\MyBehavior;

// прикрепляем объект поведения
$component->attachBehavior('myBehavior1', new MyBehavior);

// прикрепляем по имени класса поведения
$component->attachBehavior('myBehavior2', MyBehavior::className());

// прикрепляем используя массив конфигураций
$component->attachBehavior('myBehavior3', [
    'class' => MyBehavior::className(),
    'prop1' => 'value1',
    'prop2' => 'value2',
]);

Использование метода yii\base\Component::attachBehaviors() позволяет прикрепить несколько поведение за раз. Например,

$component->attachBehaviors([
    'myBehavior1' => new MyBehavior,  // именованное поведение
    MyBehavior::className(),          // анонимное поведение
]);

Так же, прикрепить поведение к компоненту можно через конфигурацию, как показано ниже. Более детальная информация приведена в разделе Конфигурации.

[
    'as myBehavior2' => MyBehavior::className(),

    'as myBehavior3' => [
        'class' => MyBehavior::className(),
        'prop1' => 'value1',
        'prop2' => 'value2',
    ],
]

Отвязывание Поведений

Чтобы отвязать (detach) поведение, необходимо вызвать метод yii\base\Component::detachBehavior(), указав имя, связанное с поведением:

$component->detachBehavior('myBehavior1');

Так же, возможно отвязать все поведения:

$component->detachBehaviors();

Создание Поведений

Поведения создаются путем расширения базового класса yii\base\Behavior или его наследников. Например,

namespace app\components;

use yii\base\Model;
use yii\base\Behavior;

class MyBehavior extends Behavior
{
    public $prop1;

    private $_prop2;

    public function getProp2()
    {
        return $this->_prop2;
    }

    public function setProp2($value)
    {
        $this->_prop2 = $value;
    }

    public function foo()
    {
        // ...
    }
}

В приведенном выше примере, объявлен класс поведения app\components\MyBehavior содержащий 2 свойства prop1 и prop2, и один метод foo(), которые будут доступны компоненту, к которому оно прикреплено. Обратите внимание, свойство prop2 объявлено с использованием геттера getProp2() и сеттераsetProp2(). Это возможно, так как yii\base\Behavior является дочерним классом для yii\base\Object, который предоставляет
возможность определения свойств через геттеры и сеттеры.

Внутри поведения возможно обращаться к свойствам компонента, к которому оно прикреплено, используя свойство yii\base\Behavior::owner.

Если поведению требуется реагировать на события компонента, к которому оно прикреплено, то необходимо переопределить метод yii\base\Behavior::events(). Например,

namespace app\components;

use yii\db\ActiveRecord;
use yii\base\Behavior;

class MyBehavior extends Behavior
{
    // ...

    public function events()
    {
        return [
            ActiveRecord::EVENT_BEFORE_VALIDATE => 'beforeValidate',
        ];
    }

    public function beforeValidate($event)
    {
        // ...
    }
}

Метод yii\base\Behavior::events() должен возвращать список событий и соответствующих им обработчиков. В приведенном выше примере, объявлено событие yii\db\ActiveRecord::EVENT_BEFORE_VALIDATE и его обработчик beforeValidate(). Указать обработчик события, можно одним из следующих способов:

  • строка с именем метода текущего поведения, как в примере выше;
  • массив, содержащий объект или имя класса, и имя метода, например, [$object, 'methodName'];
  • анонимная функция.

Сигнатура (signature) функции обработчика события должна выглядеть как показано ниже, где $event содержит параметр события. Более детальная информация приведена в разделе События.

function ($event) {
}

Использование поведения TimestampBehavior

В заключении, давайте посмотрим на yii\behaviors\TimestampBehavior - поведение, которое позволяет автоматически обновлять атрибуты с метками времени при сохранении yii\db\ActiveRecord моделей.

Для начала, необходимо прикрепить поведение к классу yii\db\ActiveRecord, в котором это необходимо.

namespace app\models\User;

use yii\db\ActiveRecord;
use yii\behaviors\TimestampBehavior;

class User extends ActiveRecord
{
    // ...

    public function behaviors()
    {
        return [
            [
                'class' => TimestampBehavior::className(),
                'attributes' => [
                    ActiveRecord::EVENT_BEFORE_INSERT => ['created_at', 'updated_at'],
                    ActiveRecord::EVENT_BEFORE_UPDATE => ['updated_at'],
                ],
            ],
        ];
    }
}

Конфигурация выше описывает следующее:

  • когда будет добавлена новая запись (insert), поведение должно присвоить текущую метку времени (timestamp) атрибутам
    created_at и updated_at;
  • когда будет обновлена существующая запись (update), поведение должно присвоить текущую метку времени атрибуту updated_at.

Теперь, если сохранить объект User, то в его атрибуты created_at и updated_at будут автоматически установлены значения метки времени на момент сохранения записи:

$user = new User;
$user->email = 'test@example.com';
$user->save();
echo $user->created_at;  // отобразить метку времени на момент сохранения записи

Поведение yii\behaviors\TimestampBehavior так же содержит полезный метод yii\behaviors\TimestampBehavior::touch(), который устанавливает текущую метку времени указанному атрибуту и сохраняет его в базу данных:

$user->touch('login_time');

Сравнение с Трейтами

Несмотря на то, что поведения схожи с трейтами тем, что "внедряют" свои свойства и методы в основной класс, они имеют множество отличий. Они оба имеют свои плюсы и минусы, и, скорее, дополняют друг друга, а не заменяют.

Плюсы Поведений

Поведения, как и любые другие классы, поддерживают наследование. Трейты можно рассматривать как копипейст на уровне языка. Они не поддерживают наследование.

Поведения могут быть прикреплены и отвязаны от компонента динамически, без необходимости модифицирования класса компонента. Для использование Трейтов необходимо модифицировать класс.

Поведения, в отличии от трейтов, можно настраивать.

Поведения можно настраивать таким образом, чтобы они реагировали на события компонента.

Конфликты имен свойств и методов поведений, прикрепленных к компоненту, разрешаются на основе порядка их подключения. Конфликты имен, вызванные различными трейтами, требуют ручного переименования конфликтующих свойств или методов.

Плюсы Трейтов

Трейты являются гораздо более производительными, чем поведения поведений, которые, являясь объектами, требуют дополнительного времени и памяти.

Многие IDE поддерживают работу с трейтами, так как они являются стандартными конструкциями языка.